Черкесский костюм мужской

Черкесский костюм мужской

Черке́ска (абх. акәымжәы ; авар. чухъа ; адыг. цый ; азерб. çuxa ; арм. չուխայ ; груз. ჩოხა ; лакск. чухъа ; лезг. чухва ; ингуш. чокхи ; кабард.-черк. цей ; карач.-балк. чепкен ; кум. чепген ; ног. шепкен ; осет. цухъхъа (диг. цохъа) ; рут. chokha ; цахур. чухъай ; чеч. чоа ) — русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе фактически у всех народов Кавказа.

Черкеску носили черкесы или адыги (кабардинцы, черкесы, адыгейцы), абазины, абхазы, азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, ингуши, чеченцы, осетины, карачаевцы, народы Дагестана, а также терские и кубанские казаки. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная или праздничная.

Содержание

Этимология [ править | править код ]

Название «черкеска», горский костюм получил от русского населения, прибывавшего на Кавказ и впервые увидевшего его на черкесах [1] . Но вместе с тем, у каждого народа имеется и своё национальное название черкески.

Слово «чуха», применяемое для мужской верхней одежды типа черкески у некоторых народов Восточного Кавказа, в переводе из тюркских языков означает «сукно».

К XVIII веку окончательно сформировался общий для Северного Кавказа мужской костюм, состоявший из бешмета, черкески, бурки, башлыка, папахи и др. Однако, при общей схожести, у разных народов Кавказа внешний вид черкески имел некоторые различия.

Покрой черкески [ править | править код ]

Черкеска идеальна для верховой езды, для передвижения по горам и скалам, при переходе через ручьи и так далее. Она представляет собой распашной однобортный кафтан без воротников. Изготовляется из сукна недемаскирующих тёмных цветов: чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен (согревать колени всадника), длина может варьировать. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнём, пряжка ремня служила кресалом для высекания огня. Поскольку воином был каждый, это была одежда для боя, не должна была стеснять движений, поэтому рукава были широкие и короткие, и только старикам рукава делали длинными — согревающими кисти рук. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являются газыри (от араб. hāzr — «готовый» [2] ), перехваченные тесьмой специальные кармашки для пеналов, чаще — костяных. В пенале была мерка пороха и завёрнутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружьё на всём скаку. В крайних пенальчиках, расположенных почти под мышками, хранили сухие щепки на растопку. После появления ружей, воспламеняющих заряд пороха капсюлем, там хранили капсюли. На праздники надевали черкеску более длинную и тонкую [3] .

История [ править | править код ]

Прототип черкески возможно, был распространённым видом одежды у хазар, от которых была заимствована другими народами, населявшими Кавказ. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он был сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по канону Хазарского каганата, в котором знать народов, проживавших в ней, независимо от своей этнической принадлежности одевалась по хазарской моде.

Возможно, первое изображение черкески (или, точнее, её прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах. На серебряном хазарском блюде в сцене единоборства двух богатырей можно увидеть хазарский костюмный комплекс. Он состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки (на одном из персонажей). Особое место в этом ряду занимает костюм как важнейший показатель единства материальной культуры разноязычных народов Хазарского каганата.

В могильнике Мощевая Балка, расположенной на Бескесском плато (бассейн реки Большая Лаба), найдены хорошо сохранившиеся кафтаны, сшитые из иранских и китайских тканей, а также серебряные блюдца, на которых показаны наряды, отдалённо напоминающие черкеску. Костюм, показанный на блюдце, состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки. В сохранившихся кафтанах были пришиты различные амулеты, а в нагрудных карманах помещены грецкие орехи.

Население, оставившее могильник, судя по антропологичным данным и этнографическим аналогиям одежде, вероятно, включало аланов и местных горцев (предков адыгов). Мощевое городище, связанное с могильником, было важным пунктом северо-кавказского участка Великого шёлкового пути, где происходили смена вьючных животных и отдых до и после перевалов. А привозные вещи (китайские, согдийские, иранские и византийские ткани и орудия) служили средствами натуральной оплаты местному населению за оказанные караванам купеч [5] . Говоря о могильнике Мощевая Балка, важно отметить, что это скальный могильник VII—IX вв. в верховьях р. Большая Лаба (левый приток Кубани), у поселка Курджиново в Карачаево-Черкесии. Гробницы, сложенные из каменных плит в естественных или искусственно вытесанных нишах, располагались на террасах с навесами. Благодаря высокогорному климату с его чистым воздухом и отсутствием микроорганизмов в погребениях сохранились дерево, кожа, ткани, а умершие оказались естественным образом мумифицированными.

Описанию костюмных комплексов, найденных в вышеупомянутом могильнике, уделила внимание в своей монографии доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН З. В. Доде. В частности, исследователь отмечает, что «покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону. Следует отметить, что могильник в Мощевой Балке связывается с адыгским этносом. Это подтверждает единство материальной культуры Хазарской империи, в которой знать независимо от этнической принадлежности одевалась по тюркской моде» [6] . Так же отмечается тот факт, что «…на широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы: приталенный, расклешенный, распашной кафтан длиной до колен, с характерными отворотами ворота, образующими лацканы. Эти признаки, очевидно, характеризовали и хазарскую одежду. Вероятно, что, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу» [7] .

Из истории костюма народов Северного Кавказа [ править | править код ]

Евгения Николаевна Студенецкая, известный учёный-кавказовед и музейный деятель, которая более 50 лет проработала в Государственном музее этнографии (ныне Российский этнографический музей), являлась одним из лучших знатоков обычаев народов Кавказа, а также костюма народов Северного Кавказа. Она издала книгу «Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX веков» [1]

В своей книге Е. Н. Студенецкая пишет: "Наибольший интерес представляет верхняя одежда из сукна, обычно называемая черкеской. Характерными чертами черкески второй половины XIX века и позднее является особый покрой с цельной, но зауженной по талии спинкой, цельными передками. Поэтому верхняя часть туловища была плотно обтянута, а от талии книзу силуэт плавно расширялся за счёт нижней части спинки, имевшей форму клина, и отрезных от талии боковых клиньев. Черкеску шили без воротника. Она имела широкий вырез на груди, по обеим сторонам которого располагались газырницы — нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри (газырь) Однако черкеска XVIII века сильно отличалась от вышеописанной. Судить о её покрое трудно, так как его описания в источниках нет. А на рисунках того времени, относящихся к адыгам, черкеска выглядит более свободной, иногда даже мешковатой одеждой. Длина её до колен или до половины бедра. Длинные узкие рукава внизу иногда имеют треугольный выступ, прикрывавший тыльную часть руки. Встречались также черкески с откидными рукавами, незашитыми от подмышки от локтя. В это отверстие могла продеваться рука, и тогда рукав черкески висел сзади от плеча, как у грузин и других народов Закавказья, а также у персов. Грудь была не так сильно открыта, как в поздних черкесках, а иногда от шеи до талии имелась застёжка. В ряде случаев имелся воротник в виде невысокой стойки со скошенными спереди углами. Газырницы, нашитые на груди, появились позднее, в связи с широким распространением огнестрельного оружия. Первоначально газыри носили в кожаных сумках, укреплённых на ремне через плечо или на поясе. Такую газырницу мы видим на рисунке Георгия XVIII века. Но на поясе и без того крепилось немало разных предметов, через плечо на ремнях носили шашку и ружьё. Видимо, поэтому газырницы стали нашивать на черкеску по обеим сторонам груди. Ниже газырниц иногда делали поперечно расположенные карманы для хранения натруски, кресала и др. На рисунках конца XVIII — начала XIX веков показаны газырницы из кожи, чаще всего красного цвета, по краям обшитые галунами. Подобные газырницы как бы напоминают, что когда-то они носились отдельно и входили в состав снаряжения воина. Кстати, колчаны, налучники, боевые рукавицы часто также делали из красной кожи или сафьяна, особенно для знатных воинов. Позднее, когда газырницы прочно заняли своё место на груди черкески, их стали делать из той же ткани, что и черкеску. Число гнёзд для газырей увеличивалось с 4—5 иногда до 18 с каждой стороны груди. Мы уделили такое большое внимание газырницам потому, что они составляют особое отличие черкески от сходных по покрою кафтанов, свиток и других прочих видов одежды других народов.

Читайте также:  Временные краски для волос ярких цветов

Авторы, которые пишут об осетинах этого периода, упоминают о сходстве их одежды с костюмом адыгов. Штедер говорит о кафтане (черкеске) из чёрного или серого сукна, с разрезными рукавами, которые, как говорилось выше, были и у адыгов. Это свидетельство подтверждается материалами из наземных склепов, изученными В. X. Тменовым. Описывая черкески, он отмечает: «Изредка рукава имеют разрез с внутренней стороны от подмышки и ниже локтя. Встречается одежда и с укороченными до локтя рукавами». Из деталей, отмеченных В. X. Тменовым, интересна ещё одна: «Газырницы, имевшие от 7 до 10 отделений, изготовлялись из кожи или реже из ткани». Оба эти признака — разрезные рукава и кожаные газырницы — датируют указанные черкески скорее всего XVIII века. У осетин, как и у адыгов, черкески шили не только из серой и чёрной ткани, но и из красной, синей, зелёной, золотисто-жёлтой, фиолетовой и коричневой. Для черкесок использовались домотканые и привозные сукна и даже холст.

• У осетинских черкесок были и свои особенности. Так, на рисунке Яна Потоцкого осетин изображён в короткой черкеске без выреза на груди, её борта стянуты тремя парами завязок.

В ГМЭ есть черкеска, сшитая из узкого (36 см) домотканого сукна рыжего цвета и поэтому имеющая много клиньев. Покрой типичен для черкески, но более свободный. Газырниц нет, на их месте с обеих сторон нашита полоса золотого галуна; борта, низ рукавов обшиты шнуром из серебряных ниток. Ворот по шее, от его выреза до талии пришиты три пары завязок из чёрного шнура, на концах которых прикреплены ромбики из картона, обмотанные золотыми нитками. Видимо, эта черкеска принадлежала зажиточному осетину, по аналогии с другими материалами она может быть датирована XVIII веком, а может быть и более ранним периодом. О черкеске («сюртуке») с завязками упоминают М. Энгельгардт и Ф. Паррот.

В склепах «города мёртвых» у осетинского селения Даргавс В. X. Тменов обнаружил черкески со стоячим воротником и без газырниц. Подобные черкески у осетин, и иногда у балкарцев, встречались вплоть до начала XX века. Они считались рабочими в отличие от праздничных — с открытой грудью и газырями.

Материалы по ингушам более бедные. У Я. Потоцкого имеется рисунок, на котором изображён ингуш в черкеске со стоячим воротником, черкеска напоминает некоторые изображения адыгских черкесок. Кроме того, можно упомянуть об одежде из наземных склепов, изученных Л. П. Семёновым, которые относятся к XVI—XVIII векам. Он обнаружил мужскую верхнюю одежду из шёлковой или шерстяной ткани, которую называет халатом. В Грозненском музее хранится мужской халат, датируемый концом XVII—XVIII веков. Он сшит из привозной азиатской полосатой шёлковой ткани, подкладка из белого холста, «халат» имеет покрой черкески, но с более широкой (хотя и с подрезами у талии) спинкой. Рукава вшивные при перекидном плече, короткие (27 см), пояс из той же ткани. Неясно, являлась эта одежда верхней или нательной. Однако Л. П. Семёнов говорит о шёлковых халатах, длинных, ниже колен и с длинными рукавами, как о верхней одежде, под которую надевали более короткую стёганую. Он не даёт точной датировки этой одежды, но отмечает «более поздние погребения с шерстяными черкесками и газырями», датируя их концом XVIII — началом XIX веков. Нам думается, что датировка черкесок с газырницами является заниженной. Газырницы иногда делались из кожи, как это имело место и у адыгов, и у осетин. Одежда из шёлковых и бумажных тканей, видимо, относится к XVII—XVIII векам.

Ещё более беден материал по чеченцам. В альбоме, изданном в Париже в 1813 году с рисунками Е. Карнеева, чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами. Беггров изображает чеченца в короткой шубе с отдельной, висящей на ремне газырницей. У Д. А. Милютина чеченец изображён в короткой, но нараспашку черкеске с узким рукавом.

В ряде случаев авторы XVIII — начала XIX веков приводят местные термины, хотя и в искажённом виде. Так, Ю. Клапрот называет верхнюю одежду адыгов — ци, И. Ф. Бларамберг — цши, Ф. Дюбуа де Монпере — циш; в этих терминах угадывается адыгское наименование черкески — цей, существующее и до наших дней. Тюркское название черкески — чепкен, также давно вошло в русский язык в форме чекмень.

Дальнейшая эволюция черкески в XIX—XX веках шла в сторону её удлинения, расширения рукавов и упрощения их формы. Черкеску стали шить ещё более плотно облегающей верхнюю часть фигуры, без воротника, с широко раскрытой грудью. Однако крестьяне и в XIX веке шили черкески более свободные, «с запасом».

Мы обязательно с Вами свяжемся для оформления заказа!

Назад Оформление заказа

Оставьте заявку прямо сейчас и узнайте, какая персональная скидка будет на ваш заказ!

Кавказские костюмы – популярная одежда, которая великолепно смотрится на фигуре. Купить такие наряды сегодня можно, не выходя из дома. Достаточно только обратиться в интернет-магазин национальной одежды в Москве.

В каталоге кавказская одежда представлена изобилием предметов гардероба:

  • папаха – теплый головной убор, выполненный из каракуля, бараньей или козьей шкуры;
  • нагрудники – отличаются неповторимым внешним видом, поскольку изготавливаются вручную. Для выполнения используются разные виды металла;
  • пояса и ремни – шьются из кожи, поэтому смотрятся очень благородно, отличаются прочностью и долгим сроком службы;
  • ичиги – разновидность обуви, отличающейся удобством, выполненной в форме сапог;
  • газыри – изготовлены из основы из дерева, а также с использованием металла, привлекают внимание оригинальным дизайном за счет выполнения вручную;
  • бурка – верхняя одежда, представляющая собой особый вид плаща;
  • черкеска – разновидность неширокого и длинного кафтана.

Кроме представленных видов кавказских костюмов, в каталоге интернет-магазина клиенты смогут купить еще многие другие. На выбор приготовлены предметы гардероба для разных категорий покупателей. Мужчины с их помощью смогут подчеркнуть свою силу и мужественность. Женщины будут выглядеть неотразимо и очень привлекательно. Также магазин предлагает одежду и для детей.

Представленная кавказская одежда становится удачным выбором благодаря своим преимуществам:

  • изготовление из лучших материалов;
  • качественный пошив;
  • удобство;
  • привлекательный внешний вид.
Читайте также:  Самые популярные прически для девочек

Клиенты в Москве смогут легко подобрать наиболее подходящий вид и заказать свой размер благодаря широкому ассортименту каталога, где представлено изобилие костюмов, атрибутики и сувениров. Они останутся довольны и приемлемыми ценами, предлагаемыми на товары. Покупка становится еще более выгодной за счет предоставления скидок. Доставка выбранных моделей осуществляется в короткие сроки, что даст возможность очень скоро применить долгожданную обновку.

«Адыги сумели сделать довольно редкую вещь – они создали совершенный мужской и женский костюмы». Владимир Дмитриев

(этнограф, научный сотрудник Российского этнографического музея).

Национальный костюм адыгов (черкесов) насчитывает многовековую историю, он покорил мир своей красотой, благородством, сдержанностью и функциональностью. Адыги придавали исключительно важное значение внешнему виду человека – подтянутости, стройности тела, стати. Одной из функций одежды черкесов являлась корректирующая, заключавшаяся в формировании внешнего облика человека, соответствующего эстетическому идеалу адыгов. И женский, и мужской адыгский костюм имеют в стержне, в основе своей одну и ту же конструкцию, которая несет в себе внутреннее содержание – аскетизм. Черкеска, как форма одежды заключает в себе все вышесказанное. Известный этнограф Е.Н. Студенецкая в своей книге «Одежда народов Северного Кавказа» написала: «Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Адыги были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды. Черкесский тип костюма получил широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье… И казаки заимствовали из Черкесии форму одежды, вооружение, посадку на коне и внимательно следили за всеми изменениями черкесской моды». Адыгский национальный костюм зафиксировал философию народа, который постоянно был готов воевать. Он представляет собой мундирный тип костюма. Черкеска и весь сопутствующий ей комплекс мужской одежды хорошо знаком, если не из научных источников, то по художественным произведениям классиков русской литературы, которые описали костюм горца широкому читателю ещё в XIX веке. Первыми и самыми ранними работами, посвящёнными описанию этого костюма, являются работы европейских исследователей, путешествовавших по Кавказу. Первые письменные источники встречаются у Джорджио Интериано (конец XV века) и ряда других исследователей. Значительный интерес представляет история возникновения этого костюма у конкретного народа и заимствование его другими (значительно более многочисленными); распространение костюма далеко за пределы его исторической родины. Большинство исследователей считают очагом распространения черкески и всего комплекса мужской одежды Кабарду. Кабарда была для всех горцев школой хорошего тона и манер. И в прежние времена, занимая господствующее положение на Кавказе, Кабарда имела большое влияние на быт, обычаи, нравы соседних народов. Почти все авторы подчёркивают роль кабардинцев как законодателей моды на Кавказе. К тому же наиболее красноречиво в подтверждение статуса черкесов как первоисточника говорит само название – «черкеска». Из работ европейских исследователей можно увидеть со стороны «воинственный народ черкесов», единственный представитель которого «может обратить в бегство 20 татар, а горсточка – целую толпу скифов», и в то же время узнать, что «нет в мире народа добрее этого или радушнее принимающего иностранцев». Черкеска и весь комплекс одежды, как ни какой другой костюм неразрывно связан с культурой адыгов и свойственной им благородной гордостью. Основной общей чертой в эстетической характеристике костюма, является

скромность, сочетаемая с высоким благородством. Строгая и сдержанная цветовая гамма, чёткость линий в покрое и орнаментации, точная локализация мест украшения в костюме, — всё это придаёт кабардинской национальной одежде неповторимое изящество. Адыгский мужской костюм состоял из следующих основных элементов: Нательная одежда – штаны и рубаха из однотонной ткани, обычно белой (ситец, кисея, бязь), входила в состав нижнего белья только у зажиточного населения . Штаны состояли из двух сужающихся книзу штанин, между которыми вшивался большой ромбовидный клин. Он делал штаны удобными для верховой езды, быстрой ходьбы, бега. Такие штаны получили название «штанов с широким шагом». Их носили на вздёржке. Верхние штаны имели тот же вид, что и нижние, они заправлялись в ноговицы, подвязывающиеся под коленом ремешками. Иногда ноговиц не было, и штаны были заправлены в кожаные чулки, на которые надевали кожаные, мягкие башмаки со швом. Парадная обувь делалась из красного сафьяна, украшалась галуном и плотно обтягивала ногу. Рубаха имела туникообразный крой с разрезом на груди и мягким стоячим воротником (2-3 см.), который застёгивался на пуговицу. Рубаха имела клинообразные вставки от пройм до низу, что делало её расширяющейся, и просторные рукава, немного сужающиеся к кисти. Бешмет был основой мужского костюма. Бешмет шили по фигуре в талию. Он имел цельные плечи, прямую гладкую цельную спинку, плотно облегавшую талию. Ниже талии бешмет плавно расширялся, что достигалось путём вшивания клиньев по бокам и сзади (число их доходило до 7-8). Передки бешмета в средней части оставались цельными, такой покрой подчёркивал стройность фигуры, на что обращалось особое внимание. Длина бешмета была различной, в среднем 8-10 см. выше колена. Длинную одежду носили старики и служители религии. Бешмет имел высокий (4-6 см.), простёганный стоячий воротник и длинный прямой разрез спереди, который от воротника до талии застёгивался на мелкие пуговицы и петли, изготовленные из тонкой тесьмы ручной работы. Длинные рукава, сужающиеся у кистей рук, также застёгивались на пуговицы и петли из тесьмы. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, вшитые боковые внутренние карманы ниже талии (различные варианты имели место). Черкеска – главный элемент костюма одевалась сверху на бешмет. Черкеска – суконная верхняя одежда шилась в талию с цельной спинкой, очень узкой у пояса, цельными передками и вставными боками. Она не имела воротника и оставляла открытой грудь. Длина её составляла ниже колен от 10 до 20 см., что зависело от моды. Черкеска застёгивалась у пояса на 3 – 5 тесёмочных пуговиц и петель, не имела карманов, рукава её прямые и широкие спускались значительно ниже кистей рук, поэтому обычно они отворачивались. Черкеска отличалась своей красотой, изяществом и элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчёркивала широкие плечи и тонкую талию, стройность, подтянутость, ловкость и силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений. Главным щёгольством считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая (лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда»). Черкеску впервые шили подростку в 10-12 лет. Следует отметить, что первоначальное общественное устройство Кабарды носило аристократический характер. Однако, несмотря на то, что в Кабарде насчитывалось 11 сословий, одежда между ними не различалась; на положение в обществе указывало качество ткани, отделка и цвет. Что касается

цвета черкески, то это были естественные цвета сукна: серый, коричневый, бурый, чёрный, бежевый, белый. На белую черкеску в кабардинском обществе существовал запрет. Её могли носить только высшие слои. В целом же такую сдержанную гамму и преобладание тёмных тонов в одежде можно считать характерной особенностью эстетического вкуса адыгов. Само слово «пёстрый» в отношении одежды служило скорее порицанием, нежели похвалой. Важным фактором, формировавшим адыгский костюм, была историческая среда. Типичной формой жизни для горцев Кавказа были постоянные набеги, партизанская война, т.к. в продолжение всей своей истории они были вынуждены обороняться от посягательств на их земли со стороны крупных соседних государств. Т.е. черкес должен был быть готовым в любой момент обороняться и отражать врага. Это накладывало отпечаток на костюм, в той или иной степени военизируя его. Газырницы являлись неотъемлемой частью мужского костюма черкеса, они представляли собой карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывались круглые деревянные или костяные трубочки –газыри с отмеренной мерой пороха для ускоренной зарядки оружия. У более богатых крышечки от газырей прикреплялись к плечам серебряными цепочками (Ф.Д. де Монпере). Позже с появлением винтовки в них носили патроны. Количество газырей на одной стороне черкески колебалось от 8 до 10, размеры газырей и газырниц были различными. В отдельных случаях под газырницами имелись продолговатые внутренние карманы для натруски с порохом (позже в них носили часы).

Читайте также:  Что делать если перестал писать фломастер

Пояс был ещё одним важным элементом костюма, им туго перетягивали черкеску. Пояса делали различных видов, к ним прикреплялось оружие: кинжал с кинжальным ножом, пистолет, шашка и др. Кинжал, вообще, можно причислить к верхней одежде черкесов, «… ибо они снимают с себя кинжал только тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес ест, пьёт, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружён». Без кинжала мог ходить только мальчик или глубокий старик. Все это создало определённый идеал мужской красоты и удали, сформировало общий подтянутый воинский стиль мужской одежды. Следствием стало превращение оружия в неотъемлемый элемент черкесского мужского костюма, оружие стало главным и единственным его украшением. Бурка была важной походной принадлежностью и одним из древнейших (по Интериано) элементов костюма, она представляла собой плащ из валенной шерсти. Про кабардинца можно было сказать, что он носит на плечах свой дом. Подстилая под себя один край бурки, другой полой он укрывался во время сна; в жару она защищала от палящих лучей солнца, причём, т.к. спереди она распахивалась, то под неё проникал ветерок; из бурки в любой момент черкес мог соорудить себе укрытие наподобие шалаша; в дождь и снег она закрывала не только всадника, но и лошадь; а когда была не нужна путник аккуратно сворачивал её в рулон и помещал позади седла. Бурки в основном были чёрные, изредка на заказ шились белые для высшей знати, которые ценились значительно дороже чёрных. Шапки имели различную форму. Шились в основном из овчины, наиболее ценилась овчина ягнят. Шапку из овчины ягнят кабардинцы называли «бухарской», к верху она была конусообразной. Беднота носила мохнатые шапки круглой формы. Все шапки шились на толстой стёганой подкладке и могли выдержать сильные сабельные удары. Адыг почти никогда не снимал шапки, она «являлась символом мужского права в патриархальном обществе». Башлык – капюшон в виде равнобедренного треугольника с отходящими с двух сторон широкими, длинными лопастями. Его края обшивали тесьмой, а к макушке капюшона пришивалась красиво сплетённая круглая кисть с бахромой из золотых или шёлковых нитей. Башлык носил любой мужчина, отправляющийся верхом или на подводе в путь. В ненастье его надевали поверх шапки и завязывали у шеи. Если погода была хорошая, башлык через плечо закидывался на спину и держался на шее при помощи тесёмочного шнурка. Таким образом, культура адыгского народа и историческая среда его обитания, отражаясь друг в друге как в зеркале, вместе отражались в национальном костюме. Результатом было то, что адыгский костюм оказался наиболее совершенным, приспособленным к быту и занятиям горца и представлял собой устойчивый комплекс черкески, бешмета, штанов на вздёржке, ременного пояса, бурки, башлыка, папахи, ноговиц и мягкой обуви. Очень важную роль здесь сыграло свойственное кабардинцам чувство ансамбля.

Костюм – это ни в коем случае не набор отдельных вещей, надеваемых в различных сочетаниях. Напротив, каждая деталь костюма и его часть были созданы в течение многих лет для данной конкретной комбинации элементов и никакой другой. Эти качества кабардинской одежды обеспечили ей общее признание. Хан – Гирей отмечал: «Мужская одежда у черкес красотою и удобством превосходит все одеяния, мне известные, не только в Азии, но и в Европе, где просвещение процветает и где всё, кажется, должно бы быть лучше, нежели у народа, стесненного предрассудками…» Комплекс мужской одежды черкесов стал эталоном мужественности, олицетворял собой гордость и благородство. Он оказался настолько соответствующим идеалу мужской одежды для стран востока, что начал усиленно распространяться среди соседей кабардинцев и к концу XVIII века утвердился среди всех народов Кавказа. «Одежда у черкесов, принятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, лёгкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов», — отмечает Ж.- Ш. Бесс. Удобство черкески и всего мужского костюма в целом подтверждается тем, что терские, а за ними кубанские, донские и татарские казаки переняли его полностью. Позднее в 40-х годах XIX века этот костюм был утверждён как воинская форма всех казачьих войск на Кавказе. После того, как в ХVI веке между Кабардой и Русским государством был заключен взаимовыгодный военно-политический союз, Кабарда сохранила все свои местные права, оставаясь независимой, и была связана с русским царём лишь обязательством военной службы. Следует заметить, что к тому времени в Москве на русской службе находилось уже довольно много адыгов. Важен тот факт, что всем адыгам, находящимся на военной службе у царя, было разрешено было остаться в своей традиционной одежде. Объяснялось это опять-таки совершенством костюма: «Несмотря на то, что черкес с ног до головы обвешан оружием, оно пригонялось так, что одно оружие не мешало другому; ничто на нём не бренчало, не болталось, а это было весьма важно во время ночных набегов и засад. Его шашка, покоившаяся в сафьяновых нахвах (ножны), не звучала; его винтовка, скрытая в бурочном чехле, не блестела; его чувяк, мягкий и гибкий как лапа тигра, не стучал».

Оружие адыгов, по свидетельствам многих исследователей, также было отличного качества, а мастерство его изготовления достигло высокого развития, о чём пишут многие авторы, в том числе, Хан – Гирей: «Оружейники и серебряных дел мастера производят превосходные изделия, в которых видно особенное их искусство, во многом достигающее высокого совершенства». Адыгский костюм пользовался большим спросом на русском и международном рынках. Черкеска, как и весь комплекс адыгского костюма, стала парадной формой русского офицерского состава царской армии. Распространившись по всей территории Северного Кавказа и среди казачества, она становилась всё более популярной среди аристократической элиты русской царской армии. Немаловажную роль сыграл этот костюм в XX веке во времена революции. Символизируя собой благородную аристократию, белая черкеска и мохнатая шапка стали символом «белого движения». Своё место черкесский костюм нашел и в Париже. Возникшие во Франции дома мод «кавказского происхождения», владельцами которых являлись эмигранты из России, ввели в моду 1922 – 1923 годов кавказские мотивы. Знаменитый журнал «Ар, гу боте», например, рекламировал самый модный креп «Тифлис». В Париже открылся дом вечернего манто и накидок «сорти — де — баль» с меховыми отделками «коказьен», что значит «кавказский». Естественно, что в таком ракурсе черкеска пользовалась огромной популярностью. В неё стали облачаться представители аристократии Европы. Она присутствовала в коллекциях домов мод в том или ином виде, стилизация на тему черкески имела место в моде той эпохи. Небезынтересным является тот факт, что в Иордании уже более ста лет существует Особая Королевская Гвардия, охраняющая внутренние покои короля во дворце, с ног до головы облачённая в традиционный черкесский костюм. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что черкеска и связанный с ней комплекс костюма сыграли роль переходного типа одежды уже не узко национального, но ещё и не общеевропейского. Адыгский костюм объединил племена, разные по происхождению и языку. И пройдя сквозь века, он практически полностью сохранил свой первозданный вид.

Ссылка на основную публикацию
Чем снимать накладные ресницы
включайся в дискуссию Поделись с друзьями Несмотря на то что снимать накладные ресницы разумнее всего в косметологическом кабинете, многие девушки...
Чем заняться после развода с женой
Регулирование семейных отношений – сложная отрасль права. Если супруги решают расстаться, то процедура сопровождается определенными трудностями. Выполнение действия приводит к...
Чем запивать барсучий жир
В русской народной медицине история применения барсучьего жира насчитывает уже более двухсот лет, он обладает разнообразными лечебными свойствами. Издавна еще...
Чем старше женщина тем короче волосы
Коко Шанель Чем старше женщина, тем короче юбка и выше каблуки. Коко Шанель Пощадите себя ради самих себя. Щадите свои...
Adblock detector