Этические отношения в современном обществе

Этические отношения в современном обществе

"Этика" происходит от древнегреческого слова "этос" — местопребывание, совместное жилище. В современном понимании этика — философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений.

Мораль — это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.

Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.

Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенный идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного Долг — это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.

Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10131 — | 7874 — или читать все.

Американский исследователь бизнес-этики Ричард Т. Де Джордж в пособии «Деловая этика» предложил систематизировать структуры современной этики, выделив два основных раздела. Первым разделом является общая этика. Она включает в себя описательную этику (изучает и описывает «нравственности культуры», объектом которой является вся сфера культуры в единстве ценностных ориентаций), нормативную этику (пытается установить гармоничное единство нравственного сознания и поведения, исходя из исследований описательной этики), и метаэтику (анализ категорий этических понятий и исследование логики нравственного мышления).

Вторым основным разделом этики является специальная этика, которая применяет принципы общей этики в двух направлениях: решить конкретные проблемы и исследовать принципы морали в специализированных сферах человеческой деятельности. В соответствии со структурой Р.Т. Де Джорджа, профессиональную этику можно отнести ко второму направлению специальной этики.

Классификация Де Джорджа на пороге ХХIвека стала основной из многих теоретических концепций в попытках обоснования морали как формы общественного сознания.

Когда общая этика распространяет на всю систему общественных отношений новую форму морального сознания, эти изменения начинают конкретизировать все тесно взаимосвязанные с ней дисциплины. Профессиональная этика оказалась наиболее подвижной в своих изменениях: «будучи тесно связанной с повседневной практикой людей в специальных сферах их взаимоотношений, она быстрее реагирует на изменения, происходящие в них» 19 . Подстраиваться под новые реалии человеческого бытия профессиональная этика способна исключительно лишь на основе норм общей морали. Следовательно, и профессиональная мораль не может рассматриваться вне контекста общей этической системой.

Безусловно, профессиональная этика не способна ответить на все вопросы о взаимоотношении человека и его трудовой деятельности. Она лишь определяет общие требования и нормы регулирования в трудовой сфере. Тем не менее, опираясь на нравственные требования о трудовой деятельности, тандем профессиональной этики и профессиональной морали проанализирует конкретные процессы преломления морали в деятельности морального субъекта и установит степень соответствия между должным и сущим. Чем меньше моральных конфликтов возникает в реальной жизни, тем ближе к должному находится конкретный профессионал.

Чтобы дать истинно научное понимание смысла социального бытия, современный человек решил подвергнуть гуманистическому анализу главную сферу своего бытия – трудовую деятельность. Таким образом, очевидным является отмеченный социологом А.С. Капто факт, что для осуществления следующего шага в социокультурном развитии человек имеет два основания – «профессионализм в той сфере деятельности, которой человек посвятил всю свою трудовую жизнь, и его гуманистические нравственные качества» 20 , скрепленные силой права.

По мнению профессора В.А. Цвык, «с развитием и усложнением общественных отношений, с появлением все большего количества отдельных специальностей и профессий росла потребность в профессиональной этике как специальной области этических знаний» 21 . Слияние профессионализма с общими моральными ценностями порождает профессиональную этику как единую гуманитарную науку о регулировании взаимоотношений между людьми в профессиональном аспекте трудовой деятельности, где межличностные отношения соотносятся с учением о человеке как высшей ценности.

Перемещение акцента в осмыслении современной профессиональной морали в сторону применения и оценки эффективности содержания профессиональной деятельности способствовало возрастанию значимости профессионализации. Бурный научно-технических прогресс способствовал развитию интеллектуального и художественного потенциалов индивида, реализация которых стала возможна в трудовой деятельности. Произошло изменение самого содержания труда, в котором категория профессии – это способ творческой самореализации личности через трудовую сферу.

По мере усиления разделения труда, в обществе формировались новые виды деятельности, для работы в которых, требовались специально обученные определенным навыкам профессионалы. Для закрепления новых профессий в развивающемся постиндустриальном обществе, А.С. Капто говорит о необходимости обозначения социально-экономических, политических и культурных предпосылок. Как наиболее характерную предпосылку развития ученый называет высокий уровень индивидуализации личности в профессиональной культуре на фоне массового преобразования стандартизированного воспроизводства рабочей силы.

Профессионализм приобретает статус решающего фактора в поступательном преобразовании трудовой деятельности в профессиональную, благодаря стремлению профессиональной морали установить связь должного и сущего. Профессиональная деятельность определяется содержанием функций профессии, как объединения людей, занятых определенной трудовой деятельностью и обладающих особой системой знаний, умений и навыков, связанных с этим видом труда.

В статье «Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм» А.А. Ангеловский определяет профессию как разновидность необходимой общественной деятельности и предоставляющую индивиду «возможность существования и развития» 22 . Конкретная профессия задает конкретное направление в формировании мировоззренческой культуры личности.

А.А. Ангеловский при анализе современной научной литературы выделил три подхода, отражающие сущностные признаки понятия «профессии»:

«Деятельностный (экономический) подход: профессия как общественно-значимый вид трудовой деятельности людей, определяемый разделением труда и его функциональным содержанием;

Стратификационный (социологический) подход: профессия как большая группа людей, объединенных одним видом занятий, трудовой деятельности;

Личностный (психологический) подход: профессия как качественная определенность личности, совокупность конкретных (общих и специфических) знаний, умений, навыков, а также личных качеств человека» 23 .

На основе этих же источников А.А. Ангеловский выделяет пятьосновных характеристик понятия «профессии»:

Профессия представляет собой долгоиграющее, автономное выполнение определенной деятельности;

Профессия – это деятельность, требующая уникального образования и умения;

Профессиональная деятельность формирует определенную форму поведения как внутри конкретной профессиональной группы, так и вне профессионального сообщества;

Выполнение профессиональной деятельности формирует профессиональный интерес, «который часто осуществляется через профессиональные объединения и предписания представителям определенных профессий (на основе чего и возникают нормы профессиональной морали и обычаев);

Стремление представителя одной профессии по отношению к представителям других профессий проявить особый статус, как в смысле организации, так и общественном смысле, что приводит к идентификации индивида с профессией, к которой он принадлежит» 24 .

Российский социолог В.А. Ядов в сборнике «Социально-психологический портрет инженера» утверждает, что современный выбор профессии во многом исходит из социальной значимости выбранного вида деятельности, так как в новом устойчивом трудовом сознании социума определенная профессиональная деятельность требует «специальных знаний и подготовки в достаточно широкой области материального и духовного производства» 25 . Необходимость специальных знаний отметил и А.А. Ангеловский в классификации характеристик профессии как понятия. Более того, сама профессиональная терминология является специфическим знанием: профессиональная этика располагает многими собственными категориями для анализа степени соответствия профессиональным требованиям. К данным категориям, исследователи относят понятия компетентности специалиста, его квалификацию, уровень мастерства и пр., обязательно подчеркивая их комплексное употребление в различных аспектах профессиональной деятельности.

Читайте также:  Молитва злого человека текст

Нравственное сознание, с помощью данных категорий, создает устойчивые формы общественной коммуникации, где надежность наших ожиданий в отношении поведения другого специалиста ложится в основу осознанных социальных взаимоотношений внутри своей профессиональной группы.

Важно отметить, что выбор профессии определяет особое место специалиста в системе общественного производства. Выбранная позиция еще более утверждает понятие профессионализма как совокупности «достигнутых индивидуумом теоретических знаний, практического опыта и профессиональных навыков в определяемой разделением труда сфере человеческой деятельности» 26 . В довершении этого, А.С. Капто приходит к заключению о профессионализме как о решающем факторе в развитии цивилизации. Вдобавок, исследователь выделил профессионализм как основополагающий фактор для выделения профессиональной этики в самостоятельное знание о моральных нормах и требованиях в урегулировании межличностных профессиональных отношений.

Склонности и способности индивида к определенной профессиональной деятельности могут быть выявлены еще на подготовительном образовательном этапе. В этом процессе, с точки зрения социолога А.С. Капто, «важную роль играют все ступени профессионализации человека от его профессиональной ориентации до распределения рабочих мест в производстве» 27 . Формирование профессионального сознания сопряжен с процессом формирования личности профессионала и «включает в себя систему осознанных профессионально-необходимых обобщенных и оперативных знаний о целях, средствах, планах и программах профессиональной деятельности, об объектах и субъектах профессионального взаимодействия, о параметрах и нормах оценки эффективности профессиональной деятельности» 28 .

Профессиональное сознание объективируется в профессиональную деятельность лишь в процессе труда, причем профессиональное поведение задает это направление: ориентация специалиста на добросовестный труд и на нравственный стандарт поведения, притом, положения которого зафиксированы в этико-правовом кодексе профессиональной деятельности.

Регулируемые профессиональным сознанием нормы и правила этики представляют собой результат развития морального сознания общества, что прослеживается в соотношении их теоретических категорий и в соотношении общей и профессиональной морали.

Профессиональная специализация по видам трудовой деятельности находится в постоянном совершенствовании содержания труда, техники и технологии в соответствии с уровнем общественного развития.

Нравственное сознание личности определяет взаимодействие между людьми в трудовой сфере, определяет развитие профессиональных требований и устойчивость степени профессионализма, роль которого возрастает в определении социальной значимости трудовой деятельности и утверждении равенства существующих профессий.

Подлинная свобода профессионального самоопределения личности предполагает не только наличие специальных знаний и навыков, а также творческого подхода работника, но и гибкость самой системы профессионального взаимодействия.

Общие выводы главы

В процессе социального и исторического развития человек стремиться дать нравственную оценку содержанию каждого поступка, который обязательно определен конкретными эмпирическими мотивами.

Специфика предмета вынуждает этику существовать на высоких уровнях абстракции, в силу чего общая этика не может существовать автономно. В своей задаче профессиональная этика имеет систематизацию положений общей морали для регулирования основной формы активности человека – профессиональной деятельности.

Профессиональная этика позволяет изучить способы реализации морали, обосновать и закрепить новые нравственные принципы и нормы поведения, вынести суждение о степени влияния опыта предшествующих эпох и дать прогноз о возможности общественного прогресса.

На пороге XXI века в мире складывается принципиально новые реальности человеческого бытия, что стало причиной появления новой этики. «Информационная цивилизация» определяет новую этику в становлении целостности мирового сообщества для продвижения социального прогресса общими усилиями. Новая этика характеризуется «глобальным управлением», ее субъект – человек как продукт всей истории, что требует внимания и пересмотра морально-этических утверждений и принципов.

Повышение роли этических критериев в научной деятельности приводит к развитию «тенденции гуманизации науки, все более полное ее подчинение целям человечества, соединение исследовательских и ценностных подходов, развитие ее этических основ» 29 . Гуманитарные науки скорее, чем естественные, осознавали кризис новоевропейской культуры и возможность несоответствия научной рациональности ее абсолютному значению в классическом понимании. Профессиональная этика как гуманитарная дисциплина более остальных ставит проблему культурных трансформаций как одну из ведущих. В стремлении установить соответствие сущего и должного, человечество после промышленной революции предъявляет к гуманитариям особые моральные требования в силу объединения научной и социальной профессиональных ответственностей.

Активное стремление усовершенствовать все сферы деятельности ко второй половине ХХ века стимулировали формирование и новой базы общего этического знания в музеологии. За музеем, как культурным институтом, информационное общество сохранило статус системы для сохранения и передачи социального опыта современного человека. Музейная работа стала профессией с ее уникальными профессионально-этическими нормами и принципами в сохранении и актуализации материального и нематериального культурного наследия.

Новым вектором развития музея как социокультурного института стала гуманизация, и современный музей стремиться к демократизации музейного пространства, реорганизации музейного сообщества.

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Статья просмотрена: 4784 раза

Библиографическое описание:

Баранова Л. В. Нравственность Современного общества [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1556/ (дата обращения: 25.02.2020).

Мораль… никогда не падает и не рушится,

она просто меняется .

Нравственность Современного общества основана на простых принципах: разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей; права всех людей равны. Поскольку главный лозунг Современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Необходимо заметить, что из этих двух принципов проистекает третий: «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого. Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека — это, как правило, причинение ему ущерба, а значит осуждается Современной нравственностью.

Нельзя непосредственно покушаться на чужое: жизнь, здоровье, имущество, свободу — вот минимум требований. Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят — вот главное правило морали завтрашнего дня. Его можно еще сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай за себя». Это во многом работает в самых прогрессивных странах уже сейчас. Где-то это правило крайнего индивидуализма работает больше (Нидерланды, Дания, Швеция), где-то меньше. В продвинутых странах разрешены «аморальные» браки между гомосексуалистами, легализованы проституция, курение марихуаны и пр. Там человек имеет право распоряжаться собственной жизнью, как ему заблагорассудится. В этом же направлении развивается и юриспруденция. Законы дрейфуют в направлении, который указывает тезис «нет пострадавших — нет преступления» [1, с.17].

Если открыть «Большой энциклопедический словарь» и посмотреть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность — см. мораль». Пришла пора разделить эти понятия.

Мораль — это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ — можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля [2, с. 214].

Читайте также:  Повязка на глаз для коррекции зрения

Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу. Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности. Нравственность — штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

Все приведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора. Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания.

Концепция Современного общества исходит из того, что в подобных вопросах нужно не допускать несправедливости и дискриминации. Например, если мы хотим бороться с низкой рождаемостью, то порицанию и наказанию должны подвергаться все бездетные люди, а не только гомосексуалисты.

Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. С другой стороны, по словам основателя организации Internet Freedom Криса Эванса, «60 лет исследований влияния СМИ на общество не обнаружили связи между жестокими изображениями и жестокими действиями». В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз [3, с. 141]. Есть основания полагать, что дедовщина в армии в гораздо большей степени воспитывает в человеке привычку к насилию, чем самые кровавые кинобоевики.

Изменение моральных норм интерпретируется некоторыми людьми как «разложение» и «загнивание», которое приведет к «краху нашей цивилизации». Исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется.

Следует ли бороться с негативными явлениями путем введения запретов и применения насилия в случае их нарушения? Как показывает исторический опыт, бороться с объективными закономерностями развития общества бессмысленно. Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии — причем негативные тенденции просто переносятся на будущее [4, с. 58].

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным последствиям они ведут. После чего общество должно предпринять действия, направленные на усиление положительных сторон имеющихся тенденций и ослабление отрицательных.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Когда говорят о «здоровье» и «нездоровье» общества, то забывают о том, что состояние общества не может быть описано в терминах здоров/нездоров/третьего не дано. Несвободные общества гораздо более «здоровы» в смысле отсутствия маргиналов (к примеру, в фашистской Германии даже душевнобольных уничтожили). Но они гораздо менее здоровы в смысле отсутствия людей, нацеленных на развитие. Поэтому несвободные, чрезмерно зарегулированные общества (в т.ч. зарегулированные слишком жесткими моральными нормами) неизбежно проигрывают. Да и запреты, как правило, не слишком эффективны — сухой закон, к примеру, не столько борется с алкоголизмом, сколько порождает мафию. Наилучший выбор — максимум свободы при жестком подавлении агрессивных маргиналов (в т.ч. уничтожении преступников).

Современная нравственность пробивает себе дорогу и в России. Новое поколение значительно индивидуалистичнее и свободнее. Большинство российских предпринимателей говорят, что нанимать молодежь на работу выгодно — молодые честнее, энергичнее и реже воруют. В то же время, в переходный период наблюдаются кризисные явления, в т.ч. и в сфере нравственности. Так было, например, при переходе от аграрного к индустриальному обществу, в частности, Англия начала-середины XIX века испытывала серьезный кризис, сопровождавшийся ростом алкоголизма, распадом семей, беспризорностью и т.д. [5, с. 311]

Здесь, кстати, следует упомянуть об одном распространенном мифе. Древний Рим рухнул не в результате «нравственного разложения», а потому что перестал развиваться. Главное преимущество Рима заключалось в наличии правового государства и эффективного гражданского общества. С переходом от республики к имперской диктатуре эти общественные институты были постепенно подорваны, развитие прекратилось, и в результате Рим превратился в типичную нестабильную империю, не имеющую фундаментальных общественных преимуществ по сравнению с варварским окружением. С этого момента его гибель стала лишь вопросом времени.

Но общество ждет гибель и в том случае, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода причинять ущерб другим. Фактически это означает, что свобода одних урезается за счет увеличения прав других, т.е. свобода уничтожается. Именно поэтому мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Более того, Современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, т.е. ограничивать свободу кого-либо. В этом Современное общество должно быть бескомпромиссно и даже жестоко: как показывает опыт, основные проблемы наиболее Современных стран заключаются именно в чрезмерном гуманизме по отношению к нетерпимым и агрессивным людям.

Можно возразить, что «вседозволенность допустить нельзя!». И этот тезис абсолютно верен. Вседозволенность — это дозволение одному человеку причинять вред другому. Например, безопасный добрачный секс не является вседозволенностью, т.к. каждый из участников не видит в этом какого-либо ущерба для себя. А вот «высокоморальный» Иран — это государство вседозволенности: в уголовном кодексе этой страны, основанном на нормах шариата, предусмотрена казнь женщин через забрасывание камнями за некоторые «сексуальные преступления». Причем специально оговаривается, что камни не должны быть слишком большими, чтобы жертва не умерла сразу. Подобное садистское убийство несомненно является вседозволенностью.

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

Человек переходного периода (переход от индустриального общества — к постиндустриальному, Современному) неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким моральным авторитетом и они осуждают Современное общество.

Отсюда и все разговоры о якобы имеющейся «гнилости» и «разложении», хотя в действительности безнравственности стало гораздо меньше (более того, носителями наивысшей формы безнравственности — насилия и агрессивности — являются как раз люди традиционных культур, особенно фундаменталисты).

Религиозные деятели, осуждая нравственность Современного общества, обычно рассуждают так: отход от религиозной нравственности приводит к отмене нравственных установок вообще, в результате чего люди начнут воровать, убивать и т.д. Они не хотят замечать, что нравственность Современных людей движется в прямо противоположном направлении: в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (и, к примеру, в сторону осуждения воровства, ведь Современные люди — это, как правило, зажиточный средний класс).

Читайте также:  К чему снится храм или церковь внутри

Как показывают исследования, наименьшая степень как религиозности, так и преступности наблюдается среди высокообразованных людей. Т.е. отход от традиционной нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для традиционного, малообразованного человека рассуждения религиозных деятелей полностью оправданы. Для этих людей нужна «наказывающая дубинка» в виде ада; впрочем, зато они легко идут на насилие «во имя Бога».

Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива, а значит не дает ему силы. Она пытается совместить несовместимое: либеральное право человека на выбор и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая это противоречие, одни уходят в фундаментализм, другие бросаются в эгоистическую «жизнь ради развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, бесперспективно. Поэтому нужна непротиворечивая мораль, следование которой обеспечивает успех как отдельному человеку, так и всему обществу.

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

— «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

— «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

— «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

— «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность» [6, с. 35].

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно). Разумеется, сохраняются (а точнее — усиливаются) все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»). Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь — «не лги» — что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна — она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, cовременная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленное — не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей — Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы — большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.

Современная нравственность — это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам». Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни». Вне всякого сомнения, Современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы [6, с.31].

Но главное — Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», а на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека. В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов. Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий.

Литература: 1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. — СПб., 2008. 2.Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993. 3.А.Печчеи. Человеческие качества. // Мир философии, ч.2. — М., 1991. 4.Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М.,1992. 5.Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М., 1987. 6.Карл Ясперс. Духовная ситуация времени. // Человек и его ценности. — М., 1998.

Ссылка на основную публикацию
Эрго рюкзак или кенгуру что лучше
Мы зарегистрировали подозрительный трафик, исходящий из вашей сети. С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы,...
Шкатулка для колец на свадьбу из дерева
Каждая созданная шкатулка уникальна Меня зовут Лия, и я рада видеть вас в своей мастерской свадебных шкатулок для колец, сундучков...
Школа эвелины хромченко обучение стилю и моде
«Надо уметь вовремя изменить себя! Смена имиджа — фундаментальный шаг к благоприятным переменам» © Эвелина Хромченко. Школы и академии, в...
Эритромицин мазь при конъюнктивите
Конъюнктивит – это офтальмологическое заболевание, характеризующееся воспалением слизистой оболочки глаз. Развивается оно в результате проникновения в конъюнктиву патогенной микрофлоры (бактерий,...
Adblock detector