Шапка чеченская из барана

Шапка чеченская из барана

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Мужская кавказская шапка из овчины

Речь пойдёт о папахе.

Справка! Слово пришло из тюркских наречий, «папах» (правильный вариант названия) означает «шапка». Иногда её называют трухменкой.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Важно! Эта шапка универсальна: в ней летом не жарко, а зимой не холодно. Она покроена таким образом, что прямо-таки заставляет держать спину прямо.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы. Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

  • Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, меха не родившихся ягнят, и каракуля, меха новорождённых барашков. Это самый желанный подарок для любого кавказца. Он обозначает статусность и уважение окружающих.
  • Чабанские – распространённый кавказский головной убор, называемый иногда «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки её могут спускаться на лоб и скрывать глаза. Удобен на выпасе (не холодно и не жарко) и в случае необходимости справится с ролью подушки.
  • Казачьи – донышко имеет тканевую основу, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Популярны среди кубанских и терских казаков.

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

  • на каждый день — тёмная или бурая;
  • для свадебного торжества и праздников — белая;
  • для похоронного обряда — чёрная.

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Важно! Говорят, что папаха служит сейфом. Не стоит проверять – сбитый головной убор считается у кавказцев оскорблением.

Папаха в современности

Сейчас на все вопросы мы ищем ответ в интернете. Попробуйте забить в гугл «папаха» — вы увидите множество предложений о продаже этого головного убора. Им наполнены несколько интернет-магазинов, предлагающих меховые шапки чёрного, белого, коричневого, серого цветов. Как известно, спрос рождает предложение. Раз есть такое щедрое предложение, значит, в наше время папахи тоже пользуются популярностью.

Читайте также:  Макияж диснеевских принцесс

Кто же покупает такие шапки и для кого кавказские мастера шьют головные уборы, каждый из которых является эксклюзивным?

  • Прежде всего, это актёры национальных песенных и танцевальных коллективов.
  • Мужчины из горских селений, до сих пор поддерживающие традиции предков, тоже покупают и носят папахи.
  • Генералы и полковники российской армии продолжают носить папахи из разных видов каракуля.

Некоторые известные кавказцы тоже занимаются популяризацией национального головного убора.

  • Махмуд Эсамбаев, танцовщик, солист Большого театра, Народный артист СССР, до конца своих дней не снимал каракулевую трухменку, находясь в ней даже на заседаниях Верховного Совета. Исключение делал только для театральных постановок.
  • Хабиб Нурмагомедов, российский борец, который является действующим чемпионом UFC, много лет подряд на публичных мероприятиях показывается в папахе. Даже на ринг он поднимается в национальном головном уборе, пренебрегая просьбами спортивных корпораций о рекламе их продукции. Хабиб гордо отвечает, что перед боем будет носить шапку своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2016 года спрос на них поднялся в 16 раз.

Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой тульей и плоским круглым дном называются кубанки, что является вариантом трухменки и скроено по её подобию. Кубанка также время от времени появляется и в мужском гардеробе. Одно из модных поветрий – светлая каракулевая шапка. Вязальщицы имитируют фасон плотной фактурной вязкой.

Мужчины и женщины смотрятся в папахах очень интересно и современно. Эта шапка на все времена – придавая рост и формируя гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.

Чеченцы в чабанских папахах

Папаха — символ достоинства, гордости, чести.

Поговори с папахой, если тебе не у кого спросить совета. Чеченская пословица указывает на существенный атрибут одежды непременного ношения папахи чеченцем. Заходя в помещение головной убор никогда не снимали.

Значимее подарка для горца, чем папаха, не существовало. Денег на ее приобретение не жалели. А потеря головного убора предвещала его обладателю скорую гибель. Для чеченца папаха значит много больше, чем просто добротный головной убор, выполненный из меха или каракуля.

Если человек обладает высокими нравственными качествами, способен на свершение достойных поступков, он может носить папаху. То есть, соответствие личностных определенных черт человека приравнивалось к культу ношения шапки.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров

Папаха — это вид шапки, полностью изготовленный из меха. Шапки подразделялись на типы исходя из того, какой формы они были, из какого материала изготавливались. В качестве материала использовались шерсть бухарских овец. Зимняя папаха шилась из овчины длинного ворса, покрывавшего верх шапки. Для лучшего сохранения тепла и защиты от непогоды папахи подбивали овчиной с коротко подстриженной шерстью.

Пастухи использовали шапки еще и в качестве подушки.

Если намечался выезд в город или серьезное мероприятие, чеченцы надевали свою лучшую папаху. Для праздников шили шапки из мелкого кудрявого меха курпей (барашков) или привозного каракуля — меха ягнят. Молодые люди вне зависимости от праздника стремились к приобретению самых красивых папах. Покупку берегли, заворачивая в чистую материю.

Читайте также:  Пичворды как сшить

Сбить с головы чеченца папаху означало нанести серьезное оскорбление, за которым следовало неминуемое разбирательство частенько с кровопролитным исходом. Горцы дрались за свой головной убор до конца, ведь его потеря значила несерьезность поступков человека. Чеченца ставили на охрану объекта, а ему приходилось ненадолго отлучиться. Он снимал с себя папаху и клал при входе. Тронуть снятый головной убор горца значило бросить его владельцу вызов.

Махмуд Алисултанович Эсамбаев

В случае ссоры чеченец мог сорвать с себя папаху и бросить ее на землю, что значило только одно — ее владелец пойдет до конца, даже если придется умереть.

Мы знаем обычай, когда чеченская женщина, сняв с себя платок и бросив его к ногам бьющихся людей, может остановить смертельную схватку противников. В отличие от женщины мужчина не имел этого права снимать шапку даже в таком случае.

Если чеченец просит что-то сделать и снимает перед другим человеком папаху, — совершает поступок недостойный мужчины, — но поступает, как раб. В этом правиле всего одно исключение: чеченцы снимают папахи тогда, когда речь идет о прощении кровной вражды.

Немного слов о великом человеке, выходце из чеченской нации, танцовщике с большой буквы, Махмуде Эсамбаеве, хорошо знавшем горские традиции и цену своему головному убору. Его не могли заставить снять шапку даже в самых неординарных ситуациях.

Махмуд Эсамбаев частенько выезжал за пределы Чечни. Путешествуя по миру, принимаемый в чиновничьих кругах, он ни перед кем своего головного убора не снимал и называл его не иначе, как короной. Знаменитую папаху узнавали высшие чины.

На всех совещаниях Верховного Совета СССР, не изменяя горским традициям, Махмуд Эсамбаев сидел в папахе. По словам очевидцев, Леонид Брежнев перед началом всегда внимательно всматривался в зал. Если поверх голов он видел папаху, говорил следующее: «Махмуд на месте, давайте начинать».

Юсупова Асият
Конспект беседы «Головные уборы чеченцев»

Беседа: «Головные уборы чеченцев»

Цель: познакомить с головными уборами чеченцев, с

обычаями и традициями чеченского народа; воспитывать

уважительное отношение к своей традиции.

Материалы: иллюстрации с изображением головных уборов чеченцев.

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня мы поговорим с вами о головных уборах чеченцев. Головной убор во все времена являлся неотъемлемым атрибутом костюма чеченских мужчин и женщин.

Мужской головной убор

В частности, папаха всегда была для мужчин чеченцев символом достоинства. Об этом свидетельствуют бытующие среди вайнахов пословицы и поговорки: «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя»; «Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи».

Хочется особо отметить, что для вайнаха не было подарка значимее, чем папаха. Согласно этнографическим материалам, вайнахи носили шапки следующих типов: кхакхан куй — меховая шапка, холхазан куй — каракулевая шапка, жа1уьнан куй — пастушья шапка.

«Материалом для изготовления папах, – служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью». Такие папахи были теплее, лучше защищали от осадков. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Читайте также:  Как увеличить размер куртки в домашних условиях

В Чечне до сих пор весьма популярен мужской головной убор типа тюбетейки (пиэс, сшитый из ткани и украшенный кисточкой (молла, к1ужал).

Женский головной убор

С точки зрения нормативной этики платок, его наличие или отсутствия является показателем стойкости женщины, ее нравственной чистоты. Необходимо знать, что платок — это фактор нравственного равновесия общества, фактор гармонизации взаимоотношений между женщинами и мужчинами даже старшим и младшим поколениям.

Но, к большому сожалению, мы забыли, что женщина в обществе пользовалась прежде огромным уважением и почетом.

Еще в недалеком прошлом женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставлял опускать занесенные кинжалы, "опускал" ружья, направленные друг на друга в яростной схватке.

Почему же именно платок обладал столь магической силой?

В период матриархального строя у предков вайнахов возникли женские общества, которые в устном народном творчестве "дожили" до сегодняшнего дня.

Были у вайнахов три богини (три гурии) — Маьлха Аьзни (богиня красоты, Дика (богиня добра, Богиня Дари де Куока, или Маша бузу Куока (богиня мира, которая ткала "материю", т. е. мир.

Когда у богини Маша бузу Куоки обрывалась нить, то, по преданию, между народами начиналась война и продолжалась до тех пор, пока она не соединит нить. То есть, если богиня ткала, то народы жили в мире. Кусок материи (или женский платок, брошенный между людьми, народами, естественно, означал, что между ними встала богиня мира. Люди верили в волшебство женского платка, символизировавшего Богиню мира, и соответственно на него реагировали. Платок был необходимым звеном в регулировании взаимоотношений людей, это была последняя возможность потушить гнев и остановить смерть.

Этот прекрасный вайнахский обычай — использовать белый платок мира для примирения враждующих заимствовали все кавказские народы и умело его применяют.

— Дети, о чем мы с вами беседовали?

— Как называются головные уборы мужчин и что для них они значат?

— Как называется женский головной убор?

— Для чего еще используют платок?

— Вам понравилась беседа о головных уборах?

Спасибо вам дети за внимание! Надеюсь, вы узнали много нового и полезного в ходе нашей беседы.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 2,6–3 лет «Обувь и головные уборы» Цель:Познакомить с обобщающими понятиями «головные уборы»и «обувь» Задачи: Образовательные- дать понять, что одежда и обувь сделаны людьми.

Конспект логопедического занятия «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект логопедического занятия по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». Цель: «Формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Одежда.

Конспект НОД «Одежда и головные уборы» для детей 6–7 лет с ЗПР Тема: «Одежда и головные уборы». Цель: Расширять и уточнять знания детей об одежде и головных уборах, их видах в соответствии со временем.

Конспект НОД по познавательному развитию «Головные уборы для разных профессий» Занятие на тему «Шапки разные важны, шапки разные нужны». Цель • Развитие познавательной активности, способности детей в изучении мира.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи: — обобщить и систематизировать.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Татарские национальные головные уборы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 28» адрес: г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная,.

Ссылка на основную публикацию
Шапка кепка с ушками
Производство в России Весь ассортимент производится исключительно в России В нашем каталоге представлен выбор более чем из 500 различных наименований...
Что такое демисезонное пальто
Попробуем объяснить, что такое демисезонное пальто, чтобы вы поняли сами и смогли объяснить другим. Это верхняя одежда, пошитая из теплых...
Что такое депиляция глубокое бикини
Зона бикини — самая деликатная и чувствительная. Волосы в этом месте выполняют ряд важных функций. Среди них защита от инфекций,...
Шапка колпак кому идет
Шапки, шапочки… Пушистые, гладкие, строгие, скромные, пышные, меховые и вязаные. Разновидностей встречается столь много, что порой глаза разбегаются. Они выручают...
Adblock detector